Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Портфолио » Выступление

2013-11-21 Выступление на круглом столе международной конференции в МГГУ им. Шолохова

Введение на уроках информатики и ИКТ способов самоанализа и самоконтроля учащихся, как первого шага перехода на ФГОС"

Цель: Показать на круглом столе, что способ самоанализа и самоконтроля учащихся это простой и эффективный способ контроля знаний, умений, навыков в деятельности учащихся, способный не только работать правильно и справедливо, но и экономить время учителя в условиях перехода на ФГОС.

Данная публикация еще есть и на сайте КИБЕРЛЕНИНКА по адресу:

http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-uchitelya-v-realizatsii-uchebno-vospitatelnogo-protsessa

Основные тезисы к публикации:

Профессиональная мотивация учителя в реализации учебно-воспитательного процесс.

Методологической основой ФГОС в средней школе является системно-деятельностный подход, который ориентирован на развитие умений самостоятельного поиска учащимся решения любой поставленной перед ним задачи, определения целей и анализа результатов, самооценки и самоконтроля. Это означает, что учитель может научить школьника  учиться, а может даже и научиться учиться сам. Для этого нужна его потребность в развитии у себя мотивации к самоучению. Однако не каждый учитель владеет сегодня профессиональной мотивацией и готов к ее развитию. 

В процессе реализации ФГОС в практике школьного образования учителя сталкиваются с рядом сложных проблем. Во-первых, очень трудно учителю овладеть огромным объемом понятийного аппарата системно-деятельностного подхода, представляющего совершенно новую предметную область для педагога. Однако без владения категориями деятельности, системы, логики и др. учитель не сможет организовать учебный процесс в соответствии с методологией ФГОС.

Во-вторых, учитель испытывает нехватку времени, которое сегодня уходит на заполнение отчетной документации для вышестоящих инстанций в системе образования, а не на взаимодействие со школьниками и самообразование. Самая часто встречающаяся фраза учителя «У меня на это нет времени!» выступает показателем низкого уровня его профессиональной мотивации.

В-третьих, учитель неактивно перестраивается на введение новых форм организации деятельности школьников на уроке, тем самым нагружает себя видами работ, которые могли бы выполнять ученики с пользой для себя. Так, например, учителю стоит не самому проверять во внеурочное время выполненную самостоятельную работу школьников, а организовать этап самоконтроля, самооценки и самокоррекции этой работы самими учениками после ее выполнения на уроке. В этом случае высвободившееся время можно будет потратить на самообразование.

Еще одной проблемой, требующей дополнительного времени от учителя, является разработка дидактических материалов. Поэтому можно привлекать учащихся к созданию материалов опять-таки с пользой для них; готовить материалы не однократного использования, а многократного применения и т.д.

И самое главное, учителю нужно формировать у каждого ученика, а не только у «сильных» учащихся, умение учиться. Научив школьников этому единожды, сформировав у них учебную самостоятельность, можно высвободить время, которое тратится  учителем на дополнительную работу с учениками.

Решение обозначенных проблем возможно только при наличии профессиональной мотивации учителя. Для этого администрации школы необходимо создать условия, побуждающие педагога к овладению педагогическими технологиями, направленными на развитие его профессиональных компетенций, а также к включению учителя в инновационную деятельность. 

Литература:

1. Вербицкий А.А.  Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие. Вып. 1. 2-е изд. – М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. – 52 с.

2. Коломиец О.М. Технология развития педагогической деятельности в образовательном учреждении / Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2011. – Вып. № 4, серия Педагогика и психология. – С. 15-19.

3. Понятийный аппарат и исследовательские подходы в теории внешней политики и международных отношений. Дата обращения 2013-04-30 Ссылка: http://www.olegarin.com/olegarin/Ponatijnyj_apparat.html


Комментарии

avatar

Количество просмотров страницы: 3631
Последнее обновление страницы: